Понедельник, 23.07.2018, 14:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад №8 «Гномик» п.Прудовой

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Психологическая готовность к обучению в школе
06.05.2015, 21:22

Психологическая готовность к обучению в школе

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, говоря о готовности к школьному обучению, подразумевают такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовностьпсихологическую готовность, социальную (личностную) готовность к обучению в школе.

Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

 Выделяют следующие признаки компонентов психологической готовности к обучению в школе:

1.      Сильное желание учиться и посещать школу (учебный мотив).

2.      Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3.      Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4.      Достижение определенного уровня психологической и физической выносливости.

5.      Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6.      Определенный уровень речевого и коммуникативного развития. Ребенок должен обладать рядом навыков:

- быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми;

- уметь вступать в контакт;

- соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

- быть дисциплинированным.

Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающем интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

 

Компоненты психологической готовности к школе

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

  • наличие широкого кругозора и запаса знаний;
  • сформированность начальных умений учебной деятельности;
  • аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между  предметами и явлениями, способность действовать по образцу);
  • логическое запоминание;
  • развитие мелкой моторики и координации;
  • умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности;
  • развитие фонематического слуха.

Личностная готовность

  • принятие новой социальной позиции;
  • позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе;
  • развитие любознательности;
  • развитие желания ходить в школу;
  • произвольное управление своим поведением;
  • объективность самооценки;
  • потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

  • гибкое владение способами установления взаимоотношений;
  • развитие потребности в общении;
  • умение подчиняться правилам и нормам;
  • умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

  • развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);
  • эмоциональная устойчивость;
  • сформированность «небоязни» трудностей;
  • умение ограничивать эмоциональные порывы;
  • умение систематически выполнять задания.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: admin
Просмотров: 95 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные ссылки
Поиск